Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новокиндельская основная общеобразовательная школа»     Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей _______________________   ________/______________/ ФИО Протокол №_______ от «___» __________2017 г Утверждаю Директор школы     /Сиразетдинов Д.А./ ФИО   Приказ №______ от «31» __08______2017 г   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   по литературе   ДЛЯ ___6___КЛАССА   НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД  Составитель программы Слявчинова Ж.Е.   2017 Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого 102 часов (из них 12 уроков развития речи, 21 урок внеклассного чтения). Таблица тематического распределения часов: Содержание Кол-во часов Введение. 1 Устное народное творчество. 4 Из древнерусской литературы. 2 Из русской литературы ХVIII века 1 Из русской литературы XIX века. 54 Из русской литературы XX века. 28 Зарубежная литература. 11 Повторение пройденного. 1 Всего часов 102 Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса В результате изучения литературы ученик должен знать: содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору); основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; основные теоретико-литературные понятия; уметь: работать с книгой определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Произведения для заучивания наизусть: А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро. М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес. Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты) Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...» А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…» А.А. Блок. Летний вечер. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» 1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война. Произведения для самостоятельного чтения: Мифы, сказания, легенды народов мира. Гомер. «Илиада». «Одиссея». Русские народные сказки. Сказки народов мира. Из русской литературы XVIII века Г. Р. Державин. «Лебедь». Из русской литературы XIX века К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Д. В. Давыдов. «Партизан». Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2. А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел». К. Ф. Рылеев. «Державин». Е. А. Баратынский. «Родина». Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины». Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...». А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес». М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна». А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан». И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч». Н. А. Некрасов. «Влас». Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке». Н. С. Лесков. «Человек на часах». Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга». Из русской литературы XX века К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей». В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро». А. А. Лиханов. «Последние холода». В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех». М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель». В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем». Из зарубежной литературы Э. По. «Овальный портрет». М. Твен. «История с привидением». О. Генри. «Вождь краснокожих». А. Конан Дойл. «Горбун». Г. Честертон. «Тайна отца Брауна». Содержание тем учебного курса Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). Родная природа в стихотворениях русских поэтов Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов. Произведения о Великой Отечественной войне К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героя. Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия). Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Родная природа в русской поэзии XX века А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления). Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении. Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения). Теория литературы. Притча (начальные представления). КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс № пп Дата план Дат факт Тема урока Характеристика деятельности учащихся Виды контроля Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Домашнее задание 1 Художественное произведение. Содержание и форма. Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание. Задание №2, 3 стр.5 учебника Выделяют и форму-лируют познаватель-ную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника. Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. Подготовить рассказ «Книга, оставившая след в моей жизни». УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 час) 2 Обрядовый фольклор. Обрядовые песни Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач. Задания на стр. 11, вопрос №3 стр.12 (Рассказать о празднике Масленицы в вашем посёлке). Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Проект «Календарно-обрядовые песни Северо-запада» 3 Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Задания из «Развиваем свою речь» № 1,3,5 Умеют заменять термины определениями. Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания Знание основных принципов и правил отношения к природе. Стр. 16-17, задания № 2, 4, 6 (устно); 7 (письм.) 4 Загадки. Конкурс загадок. Обобщение и систематизация знаний. Подготовить загадки и отгадки к ним на заданную тему. Знают теоретический материал по теме, умеют делать морфемный разбор Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Умеют слушать и слышать друг друга. Знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий. Самост. читать «Повесть временных лет» 5 Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество» Выполнение контрольной работы Письменное сочинение-рассуждение Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст Освоение личностного смысла учиться. Читать «Повесть временных лет» 6 «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Формирование разных способов и форм действия оценки. Ответ на вопрос №2 стр. 22; пересказ сказания. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей Уважение истории, культурных и исторических памятников. Сообщение об И.И.Дмитриеве с презентацией; наизусть басню по выбору. 7 И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории. Комплексное применение ЗУН и СУД. Сочинение-рассуждение по морали басни. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. «Муха» наизусть; сообщение стр.31- 33;выразит.чит. стр.37 - 42 ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIXВЕКА (54 час) 8 И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик». Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний". Ролевое чтение басен; формулировка морали басен. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация. Басню «Ларчик» учить наизусть; выраз.чит.34 – 36; вопр. Стр.37 9 И. А. Крылов. «Осел и Соловей». Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. Выразительное чтение наизусть. Определяют основную и второстепенную информацию. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий Вопросы и задания на стр. 43 - 44 10 Контрольная работа №2 по теме «Басни» Решение теста и выполнение творческого задания. Контроль. Тестирование + творческое задание. Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст Освоение личностного смысла учиться. Сообщения об А.С.Пушкине; Стр.45 – 51 чит.; вопр. Стр. 51 А. С. ПУШКИН (18 ЧАС) 11 А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» Вводный урок - постановка учебной задачи. Обучение выразительному чтению. Обучение анализу стиховтоврения. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Умеют представлять конкретное содержание в устной форме Уважение личности и ее достоинства. «Узник» наизусть; творч. Задания 1 – 3 стр. 51-52 (по выбору) 12 Тема и идея стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. Выразительное чтение наизусть; творческое задание стр. 57 (устное сочинение) Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны. «Зимнее утро наизусть», иллюстрации. 13 Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в практических ситуациях. Чтение наизусть; сообщение об И.И.Пущине; выставка иллюстраций. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи. Гражданский патриотизм. Читать повесть «Барышня-крестьянка» 14 - 15 Лирика Пушкина Коррекция знаний и способов действий. Обучение анализу стихотворения. Ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля. Оценивают достигнутый результат. Умеют представлять конкретное содержание в устной форме Выбор дальнейшего образовательного маршрута. Презентация «Повести Белкина» стр.143; чит. «Барышня – крестьянка» 16 А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка» Вводный урок - постановка учебной задачи. Ролевое чтение, характеристика персонажей (по группам). Выделяют и формулируют проблему. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Уважение личности и ее достоинства. Сбор материала по тексту «Образ автора в повести» .; Вопр. на стр. 144 - 145 17 Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка». Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Развёрнутый ответ на вопрос. Строят логические цепи рассуждений. Осознают качество и уровень усвоения. Демонстрируют способность к эмпатии. Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонима ния. Читать роман «Дубровский», индивид. Сообщения. 18 Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» Анализ прозаического текста по алгоритму выполнения задания. Контрольная работа Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст Освоение личностного смысла учиться. Читать главы 1 – 4 стр. 63 – 85; в тетр. составить вопросы. 19 Анализ к/р. Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» Работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. Вводный урок - постановка учебной задачи. Анализ эпизода «Ссора двух помещиков», роль эпизода в повети. Выделяют и формулируют познавательную цель Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме Уважение ценностей семьи. Читать гл. 5 – 8 Стр. 138 – 139 (отв. на вопросы) 20 Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина. Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия Составление сравнительной характеристики Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста Определять цель выполнения заданий на уроке Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий. Готовность к равноправному сотрудничеству Читать гл.9 – 12; отв. На вопр.стр139 – 140 к главам 21 Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Роль эпизода «Пожар в Кистеневке» в повести «Дубровский»- письменная работа при консутативной помощи учителя. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Признание ценности здоровья, своего и других людей. Чит. Гл 13 – 15; рассказ о Дефорже 22 Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский» Коррекция знаний и способов действий. Анализ эпизода, определение его роли в романе. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Позитивная моральная самооценка. Гл 16 – 18; отв на вопр. Стр.140 23 Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский» Формирование разных способов и форм действия оценки. Анализ образов судьи, присяжных, обывателей. Формирование разных способов и форм действия оценки. Определяют основную и второстепенную информацию. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Оптимизм в восприятии мира. Дочитать роман; отв на вопросы стр. 140 к главе 19 24 Защита чести, независимости личности (А.С.Пушкин «Дубровский») Комплексное применение ЗУН и СУД. Составление характеристики Владимира Дубровского по плану. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Планируют общие способы работы. Чувство гордости при следовании моральным нормам. Рассказ о Владимире Дубровском по плану. 25 Романтическая история любви в повести «Дубровский» Формирование разных способов и форм действия оценки. Анализ эпизода «Последняя встреча Маши и Дубровского» при консультативной помощи учителя. Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Умеют представлять конкретное содержание Чувство гордости при следовании моральным нормам. Задания № 1, 4, 7 стр. 141 26 Авторское отношение к героям повести «Дубровский» Коррекция знаний и способов действий. Вывод о роли автора в романе. Строят логические цепи рассуждений. Оценивают достигнутый результат. Обмениваются знаниями между членами группы . Позитивная моральная самооценка. «Размышляем о прочитанном» стр. 143 (задания 1 – 3) 27 Обобщение по повести «Дубровский». Обобщение и систематизация знаний. Составление плана сочинения-рассуждения. Выбирают основания и критерии для сравнения, объектов. Осознают качество и уровень усвоения. Планируют общие способы работы. Готовность к равноправному сотрудничеству Подготовка к сочинению-рассуждению. 28 Контрольная работа №4 по повести А. С. Пушкина «Дубровский». Сочинение-рассуждение на поставленный вопрос. Контроль. Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст Освоение личностного смысла учиться. 29 Анализ к\р, работа над ошибками в сочинении. Проводят анализ способов решения. Обобщение и систематизация знаний. Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Планируют общие способы работы. Готовность к равноправному сотрудничеству М.Ю.Лермонтов,сообщения о поэте; «Тучи» наизусть. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (4 час) 30 Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи». Вводный урок - постановка учебной задачи. Анализ поэтического текста. Чтение наизусть Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Обмениваются знаниями между членами группы Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонима ния. Выразит. Читать «Листок», «На севере диком…»; инд. сообщение; вопр. 3-4 стр.157 31 Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…» Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Определение личностного лирического начала в стихотворении. Развёрнутый ответ на вопрос. Выделяют и формулируют проблему. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения. Любовь к природе. Учить наизусть (по выбору); вопр. 154 – 155, 158 - 159 32 Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы» Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач. Комплексный анализ стихотворения. Выделяют и формулируют познавательную цель. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия. Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание. Творческое задание стр. 155 33 Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова Художественный анализ стихотворения. Контроль. Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст Освоение личностного смысла учиться. Чит. Рассказ «Бежин луг» И.С. ТУРГЕНЕВ (5 час) 34 Анализ к\р. И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. Вводный урок - постановка учебной задачи. Устное изложение «Описание июльского дня» Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор. Позитивная моральная самооценка. Выборочный пересказ; вопросы 1 – 2 «Размышляем о прочитанном» 35 Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Выборочный пересказ; характеристика персонажей. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). Понимают возможность различных точек зрения. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им Рассказ о мальчиках (по вариантам); задания № 3,4 стр.191 36 Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при задач. Устанавливают причинно-следственные связи. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Уважение ценностей семьи. Творческое задание стр.191; вопр. 3 «Размышляем…» 37 Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Коррекция знаний и способов действий. Изложение Строят логические цепи рассуждений. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. Любовь к природе. Подготовка к проекту. 38 Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по циклу «Записки охотника»). Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Создание проекта или презентации. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Оформление результатов проекта. Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 час) 39 Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя. Вводный урок - постановка учебной задачи. Рассказ о поэте; выразительное чтение стихотворений Определяют основную и второстепенную информацию. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Умеют слушать и слышать друг друга. Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика. Заучивание наизусть стр. 195; выразит.чтение стр.197-199, ответы на вопросы. 40 Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья». Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Выразительное чтении наизусть и анализ стихотворения. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Составляют план и последовательность действий. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Любовь к Родине. Задания «Учимся читать выразительно» стр.199 41 Земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...». Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. Выявление роли детали в поэтическом тексте. Практическая работа «Изобразительные языковые средства в стихотворении.» Определяют основную и второстепенную информацию. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. Представление результатов самостоятельной работы. Сообщение о А.А.Фете, презентация; стр.201 – 202; стр. 203 (учить) А.А.ФЕТ (2 час) 42 Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета. Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. Анализ стихотворения Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну. Стр. 203 (наизусть); стр. 204 – 206 (письм. анализ) 43 Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Звуковой анализ стихотворений (звукопись как выразительное средство). Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Чувство гордости за свою страну. Учить наизусть стр. 207 – 208; Проект «Некрасов и Карабиха»; стр. 210 - 212 Н.А. НЕКРАСОВ (6 час) 44 Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. Вводный урок - постановка учебной задачи. Знакомство с историей написания стихотворения. Доклады с презентацией. Выразительное чтение. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Оценивают достигнутый результат. Умеют слушать и слышать друг друга. Доброжелательное отношение к окружающим. Стр. 213(отрывок наизусть); выраз.чит; вопр. Стр. 220 45 Народ –созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». . Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Составление рассказа на основе текста стихотворения по теме урока. Определяют основную и второстепенную информацию. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Уважение русского народа как творца и созидателя. Творческое задание стр. 220 46 Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворении Н.А.Некрасова. Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. Чтение наизусть. Развёрнутый ответ на вопрос. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознают качество и уровень усвоения. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. Оптимизм в восприятии мира. Стр. 222 – 223 (подобрать примеры) 47 Н.А.Некрасов «Железная дорога». Своеобразие языка и композиции. Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях. Практическая работа по анализу отрывка из стихотворения. Выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Позитивная моральная самооценка. Вопросы №5, 6 стр. 221 48 Реалистические и фантастические картины в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний. Отчёт по практической работе. Выделяют и формулируют проблему. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Чувство гордости при следовании моральным нормам. Черновик сочинения. 49 Контрольная работа №6 по произведениям поэтов XIX века. Решают контрольный тест и выполняют творческое задание. Контроль. Тестирование + творческое задание. Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст Освоение личностного смысла учиться. «Левша» читать стр. 226 - 239 Н.С. ЛЕСКОВ (6 час) 50 Н.С. Лесков. Литературный портер писателя. Вводный урок - постановка учебной задачи. Знакомство с творчеством писателя. Понятие о сказе. Выразительное чтение первых глав. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Чувство гордости при следовании моральным нормам. Чит. Стр. 239 – 248;вопросы 1-4 стр. 270 51 Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Сбор материалов по теме «Образ левши» Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют план и последовательность действий. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения Любовь к Родине. Дочитать сказ; задание №5 стр. 270; задания 1 – 3 стр. 271 52 Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. Лексическая работа с текстом Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Чувство гордости за свою страну. Составить словарь «непонятных» слов. 53 Комическое и трагическое в сказе Н.С.Лескова «Левша» Коррекция знаний и способов действий. Составление толкового словаря. Проект. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Чувство гордости за свою страну. Задание № 6 стр. 271; творческое задание. 54 Сказовая форма повествования. Выполнение самостоятельной работы по алгоритму выполнения задания. Обобщение и систематизация изученного. Представление результатов самостоятельной работы. Строят логические цепи рассуждений. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Уважение истории, культурных и исторических памятников. Черновик сочинения-рассуждения. 55 Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова. Написание сочинения-рассуждения на тему «Судьба мастера в России». Контроль. Сочинение – рассуждение . Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст Освоение личностного смысла учиться. Сообщения с презентациями об А.П.Чехове; ролевое чтение . А.П.ЧЕХОВ (3 час) 56 А.П. Чехов. Литературный портер писателя. Вводный урок - постановка учебной задачи. Рассказ о писателе на основе презентации . Демонстрация презентаций. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. , регулируют весь Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Уважение истории, культурных и исторических памятников. Ролевое чтение стр.278 – 279; вопр. Стр. 280 - 281 57 Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. . Ролевое чтение. Анализ рассказа. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Любовь к Родине. Самостоят. Чит. «Хамелеон», «Злоумышленник» 58 Разоблачение лицемерия в рассказах А.П.Чехова. Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач. Сопоставительный анализ героев и их поведения. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Составляют план и последовательность действий. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Гражданский патриотизм. Биографические справки о поэтах; выразит. чтение стр. 285 - 286 РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XIXВЕКА (4 час) 59 Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» Вводный урок - постановка учебной задачи. Комплексное применение ЗУН и СУД. Анализ поэтического текста. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Учатся принимать решение и реализовывать его. Экологическое сознание. Рассказы о поэтах; стр. 283 – 284 выразит. чтение, иллюстрирование. 60 Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...».. Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях. Тезисный конспект презентации учителя на тему «Особенности лирики Е.А. Баратынского» Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. Экологическое сознание. Одно из стихотворений наизусть стр. 283, 285, 287 61 А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Анализ стихотворения. Анализ стихотворения. Выполняют операции со знаками и символами. Оценивают достигнутый результат. Планируют общие способы работы. Любовь к родной природе. Подготовиться к контрольной работе; вопросы стр. 288 62 Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века Художествен-ный анализ стихотворения. Контроль. Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст Освоение личностного смысла учиться. «Чудесный доктор» прочитать стр. 5 – 15; вопр. 1- 3 63 А.И.Куприн «Чудесный доктор». Вводный урок - постановка учебной задачи. Выразительное чтение; оценочная характеристика героев. Анализируют условия и требования задачи. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Учатся принимать решение и реализовывать его. Признание ценности здоровья, своего и других людей. Перечитать рассказ, вопросы 6-7 стр. 16 64 Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор» Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Составление рассказа о профессоре Пирогове. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Осознают качество и уровень усвоения. Проявляют внимание к личности другого. Уважение ценностей семьи. Пересказ содержания от лица одного из героев. 65 А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. Вводный урок - постановка учебной задачи. Знакомство с творчеством писателя. Конспектирование презентации и рассказа учителя. Выделяют и формулируют познавательную цель. Оценивают достигнутый результат. Стремление устанавливать доверительные отношения. Оптимизм в восприятии мира. Стр. 45 – 49 прочит. И пересказать; вопр. Стр. 49 - 50 66 А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. Рассказ «Цветок о своей жизни» Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Умеют заменять термины определениями. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Оптимизм в восприятии мира. Рассказ и презентация об А.Грине; стр. 17 – 19; отв. На вопр. Стр 19 67 Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса» Вводный урок - постановка учебной задачи. Демонстрация созданных презентаций. Представление презентаций; тезисный план. Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Сличают свой способ действия с эталоном. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Признание ценности здоровья, своего и других людей. Чит. Стр. 19 – 40; пересказ эпизодов по вариантам. 68 Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса» Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Пересказ эпизодов из феерии. Выражают структуру задачи разными средствами. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Проявляют внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Прочитать повесть до конца; создать иллюстрацию. 69 Отношение автора к героям повести «Алые паруса» Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия. Обобщение и систематизация изученного по повести. Беседа; обмен впечатлениями. Синквейн. Выделяют и формулируют познавательную цель. Оценивают достигнутый результат. Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Доброжелательное отношение к окружающим. Индивид. Сообщения о поэтах-фронтовиках. Стр. 52 - 57 ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (2 час) 70 К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» Вводный урок - постановка учебной задачи. Тезисный план сообщений и презентации учителя. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Составляют план и последовательность действий. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств. Готовность к равноправному сотрудничеству Стр. 53 , 58 выразит. чтение; задания стр. 55 – 56; 59 Выучить одно из стихотв. О ВО войне. 71 Д.С. Самойлов. «Сороковые». Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Конкурс на лучшее исполнение стихотворения о ВО войне. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Составляют план и последовательность действий. Описывают содержание совершаемых действий . Уважение ценностей семьи. Прочитать «Конь с розовой гривой»; задания 1-4 стр. 82 В.П. АСТАФЬЕВ (2 час) 72 Картины жизни и быта сибирской деревни в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Вводный урок - постановка учебной задачи. Исследовательская работа – создание рассказа «Жизнь в сибирской довоенной деревне» Чтение и беседа. Отчёт групп: рассказ о семье Левонтия; рассказ о летних радостях деревенских ребят; образ бабушки Катерины Петровны. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Чувство гордости за свою страну. «Творческое задание» стр. 82; проект «Словарь сибирских диалектизмов» 73 Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе. Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. Рассказ о летнем дне деревенских ребят. Определение смысла названия рассказа. Выделяют и формулируют познавательную цель. Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Любовь к природе. Вопросы стр. 83 «Творческое задание» стр. 84(составить план рассказа). 74 Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» Письменный ответ на вопрос. Контроль. Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст Освоение личностного смысла учиться. Читать рассказ «Уроки французского». Пересказ эпизода. В. Г. РАСПУТИН (3 час) 75 Трудности военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского» Вводный урок - постановка учебной задачи. Индивидуальное сообщение «Слово о писателе». Чтение и анализ произведения. Чтение и анализ содержания. Определяют основную и второстепенную информацию. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. Стр. 121 вопросы 1 – 7; «Будьте внимательны к слову» стр. 122 76 Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Выявление нравственной проблематики повести. Выразительное чтение сцены по выбору. Выделяют и формулируют проблему. Оценивают достигнутый результат. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. Сравнить фильм и рассказ В.Распутина Вопрос №8 стр.121 77 Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия . Обобщение и систематизация изученного. Письменный ответ на вопрос. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Составляют план и последовательность действий. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. Понимание конвенционального характера морали. Прочитать «Кладовая солнца»; рассказ о Митраше и Насте. 78 Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Вводный урок - постановка учебной задачи. Демонстрация презентации; работа в группах. Изложение-описание героев. Строят логические цепи. Выделяют и формулируют познавательную цель. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). Умеют слушать и слышать друг друга. Основы социально-критического мышления. Дочитать сказку. Пересказ эпизода (по вариантам). 79 Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». Выявление смысла названия сказки-были. Выделяют и формулируют проблему. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Стр. 159 – 160 (наизусть по выбору), иллюстрации. РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XXВЕКА (4 час) 80 А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» Вводный урок - постановка учебной задачи. Анализ изобразительных языковых средств в стихотворении. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание. Стр. 161 – 163 наизусть по выбору; сообщение об А.С. Есенине 81 С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. Комплексный анализ текста. Чтение наизусть. Определяют основную и второстепенную информацию. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Знание основных принципов и правил отношения к природе. Стр. 165 – 167 (читать) ; «Звезда полей» наизусть; иллюстрации. 82 «Звезда полей» Николая Рубцова Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Создание и демонстрация презентации «Человек и природа в лирике Н.М.Рубцова» Чтение наизусть. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Составляют план и последовательность действий. Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. Стр. 164 – 165 выразит чтение и задания. 83 Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов XX века. Художественный анализ стихотворения. Контроль. Художественный анализ стихотворения. Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст Освоение личностного смысла учиться. Стр. 124 – 137; вопр. И «творч. задание» стр.137 84 Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина. Вводный урок - постановка учебной задачи. Слово о писателе. Чтение и анализ произведений. Презентация-рассказ о писателе, ролевое чтение. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Оценивают достигнутый результат. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация. прочитать рассказ «Срезал». Вопр. на стр. 138 85 В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал». Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Анализ текста; проект «Роль речевых характеристик в создании образов героев». Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Читать стр. 140 – 156; подготов.ролевое чтение. 86 Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Вводный урок - постановка учебной задачи. Вводный урок - постановка учебной задачи. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Оценивают достигнутый результат. Проявляют уважительное отношение к партнерам. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. «Творческое задание» стр. 157 (дом.сочинение по плану) 87 Юмор в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Прослушивание домашних сочинений. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). Умеют слушать и слышать друг друга. Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий Смешной случай из школьной жизни (рассказ). 88 Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. Характеристика образа. Обобщение и систематизация изученного. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Переживание стыда и вины при нарушении моральных норм. Стр. 169 – 170 (рассказ о поэте); выразит чтение стихотв.стр. 170 – 171 «Творческое задание» стр. 172 89 Г.Тукай «Родная деревня», «Книга». Вводный урок - постановка учебной задачи . Чтение и анализ произведений. Устанавливают причинно-следственные связи. Оценивают достигнутый результат. Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. Любовь к малой Родине, родной природе. Стр. 172 – 175 выразит читать, отв. На вопросы стр. 175,«Творческое задание» 90 К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Сочинение-рассуждение Строят логические цепи рассуждений. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. Экологическое сознание. Пересказы мифов о богах и героях Древней Греции. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (11 час) 91 Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» Вводный урок - постановка учебной задачи. Конспектирование основных положений презентации и рассказа учителя. Пересказ мифов. Конспектирование основных положений презентации и рассказа учителя. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий Пересказ мифа о Геракле (по вариантам) 92 Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. Исследовательская работа с текстом «Реальное и фантастическое в мифе». Составляют целое из частей, достраивая, восполняя недостающие компоненты. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. Чтение и пересказ мифов. 93 Геродот. «Легенда об Арионе». Слово о писателе и историке. Вводный урок - постановка учебной задачи. Художественный пересказ легенды. Определяют основную и второстепенную информацию. Осознают качество и уровень усвоения. Умеют слушать и слышать друг друга. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. Устные иллюстрации к легенде. 94 А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Сопоставитель- ный анализ. Сопоставительный анализ легенды и стихотворения. Заучивание наизусть. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Оценивают достигнутый результат. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. Чит. 188 – 191; индив. сообщения ; выразит ч тение стр. 194 - 216 95 Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Вводный урок - постановка учебной задачи. Обучение чтению эпоса. Понятие о гекзаметре. Создание презентаций и сообщений по теме урока. Выразительное чтение песен. Строят логические цепи рассуждений. Сличают свой способ действия с эталоном. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Освоение общемирового культурного наследия. Выборочный пересказ глав из романа «Дон Кихот» 96 М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. Выборочный пересказ Выделяют и формулируют проблему. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. Сообщение о поэте; выразит чтение стр. 222 – 226 97 Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Сравнительный анализ Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Оценивают достигнутый результат. Умеют слушать и слышать друг друга. Освоение общемирового культурного наследия. Прочитать «Маттео Фальконе»; «Творческое задание» стр. 244 98-99 П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Обсуждение прочитанного произведения. Диспут. Представление результатов самостоятельной работы. Выделяют и формулируют проблему. Осознают качество и уровень усвоения. Умеют слушать и слышать друг друга. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. Рассказ о А.де Сент-Экзюпери; прочитать «Маленький принц» 100-101 А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Создание собственных иллюстраций к сказке. Пересказ эпизодов (по выбору). Структурируют знания. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Освоение общемирового культурного наследия. Отобрать литературные сказки, составить аннотацию к сборнику. 102 Итоговый тест. Рекомендации для летнего чтения Обобщение и систематизация знаний и умений. Решение тестовых заданий. Контроль приобретённых знаний. Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Основы социально-критического мышления. Рекомендательный список для чтение летом.